К списку литературы
Юзабилити-тестирование и как тестировать без лаборатории
Занятия по теме
Содержание
1. Введение
Если говорить формально, то юзабилити — это свойство системы, продукта или услуг, при наличии которого конкретный пользователь может эксплуатировать систему в определенных условиях для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью. (ГОСТ Р ИСО 9241-210-2016). Можно сказать, что каждая система, продукт или услуга для конкретных пользователях в конкретных условиях должна использоваться эффективно, пользователь должен получить результат и при этом быть удовлетворенным процессом получения результата и самим результатом. Юзабилити-тестирование — это наблюдение за пользователем и выводы на основе этих наблюдений.На ранних этапах создания продукта дизайнер и продакт вкладывают свое видение, все хотят сделать хорошо и красиво, но, к сожалению, красивый дизайн ≠ удобный дизайн. Благодаря тестированию на ранних этапах становится возможным без лишних затрат вносить правки в макет/прототип и сразу же тестировать правки (зачастую правки могут быть хуже предыдущего решения или негативно повлиять на другие части продукта, поэтому их тоже тестируем и изменяем).
Во время тестирования мы можем:
- оценить удобство продукта, сравнить его с похожими продуктами,
- найти слабые места продукта, лучше понять сценарии пользователей,
- наблюдать за взаимодействием с продуктом, наблюдать поведение,
- выявить впечатления: есть ли “вау-эффект”, какие есть слабые и сильные стороны у продукта.
2. С чего начать?
В первую очередь важно понять задачу, почему возникла потребность в тесте, какие есть сомнения. Данные вопросы важно обсудить с заказчиком. Стоит обратить внимание на следующие пункты:- Кто заказчик? Это можете быть вы сами или какой-то другой человек, важно знать кто он человек и кто вообще заинтересован в исследовании. Чем больше получим информации, тем проще будет выявить критичные гипотезы.
- Цель исследования: какие есть гипотезы и вопросы, какие нужны результаты и зачем нужны результаты (т.е. какие будут приниматься решения). Получив эту информацию, мы поймем, какие нужно использовать метрики.
- Бизнес-цели: что приносит деньги, какое поведение пользователей принесет больше выгоды.
- ЦА: кто аудитория, какие особенности, соцдем и поведение, любая статистика по пользователям может принести важную информацию (аудиторию можно будет поделить на группы).
- Проект: какая стадия проекта (готовый продукт, макет/прототип, до релиза осталось N дней).
- Организационные моменты: бюджет на рекрутинг, вознаграждение для респондентов, на каком устройстве проводим тестирование, когда и в каком виде нужны результаты?
- Зачем мне нужно исследование?
- Что я могу получить, если проведу исследование?
- Где я сомневаюсь? Какие проблемы могут возникнуть у пользователей?
- Где мне не хватает информации? (Пройтись по пользовательским сценариям и параллельно задавать себе вопрос “где мне не хватает информации?”)
- Какие у меня есть данные? Статистика? Аналитика? Как я могу это использовать?
3. Виды юзабилити тестирования
Выделяют следующие виды юзабилити тестирования:В зависимости от степени участия модератора:
- Модерируемое: модератор задаёт вопросы, следит за прохождением тестирования, может изменять условия задания. Модератор не обязательно должен находиться рядом с респондентом, в таком случае общение может происходит через аудио- или видеосвязь).
- Немодерируемое: предоставлятся специализированному сервису конкретные задания. Респондент заходит в систему, читает задание и выполняет его в продукте.
- Очное: респондент и модератор находятся в одном помещении,
- Удаленное: респондент находится у себя дома/офисе/т.д., связывается с модератором по видео- или аудиосвязи. Используется скриншеринг, чтобы модератор мог наблюдать за происходящим на экране.
- Эксплораторное: проводится на начальном этапе разработки концепции, чтобы понять насколько интерфейс понятен, удобен и отвечает на запросы пользователей, выявляется восприятие продукта.
- Проверочное: проводится уже на готовом продукте, чтобы найти ошибки и исправить их, используются конкретные метрики.
- Сравнительное: сравнивают два варианта, можно выявить плюсы и минусы своего продукта относительно конкурентов.
4. Аудитория
Для тестирования нужно подобрать подходящую аудиторию: максимально подробно описать кого хотите найти, это не может быть “любой человек”, всегда есть конкретная аудитория. Подробнее в статьеПро количество респондентов
5. План тестирования
Важно сразу определиться какой метод юзабилити тестирования используется и модератор будет взаимодействовать с респондентом:- Только наблюдение: респондента оставляем наедине с продуктом, метод естественный, но получаем меньше знаний.
- Think aloud (мысли вслух): респондент сам комментирует выполнение задания, объясняет, что он делает и почему, однако это неестественно для респондента, некоторым сложно не молчать и это может повлиять на результаты, но нет риска, что респондент не выскажет что-то или забудет, больше осознанности.
- Активное вмешательство: задаем вопросы про формулировки, кнопки и т.д., получаем много информации, но отвлекаем пользователя от задачи.
- Ретроспектива: респондент выполняет задания один, после просматривает видеозапись и обсуждает с модератором: один из лучших вариантов, респонденту легко вспомнить и объяснить свое поведение, идеально с айтрекингом, но время проведение теста увеличивается в 2 раза.
Single Usability Metric (SUM)
Также для тестирования надо подготовить сценарий. Он состоит из следующих частей:
- Вводное интервью: понимаем контекст использования продукта, опыт респондента.
- Работа с продуктом: фиксируем задания и вопросы к ним.
- Заключительное интервью: итоговые впечатления респондента, восприятие продукта.
Основой для сценария являются частотные или влияющие на бизнес-цели кейсы, проблемные сценарии, вопросы/гипотезы/сомнения.
6. Проведение тестирования
После того, как у нас есть план тестирования, нужно определиться где проводим тестирование: офис, арендованная фокус-комната, публичное место (кафе, торговый центр), на территории пользователя (дом, офис), лаборатория.Во время тестирования невозможно все запомнить и записать, поэтому нужно вести видео- или аудиозапись (но нужно согласие респондента).
Можно использовать обычный софт для записи видео с экрана (например, OBS Studio) или специализированным ПО для юзабилити-тестирований (например, ПО для айтрекеров Morae, Tobii Pro Lab). Для удаленных тестов отлично подходят Whereby или Zoom.
Если тестируем продукт для мобильных устройств, то важно записывать и экран телефона: использовать специальное ПО, например, Fabuza - Фабрика Юзабилити или крепить веб-камеру и через нее все записывать.
Во время тестирования, несмотря на видеозапись, стоит делать различные пометки или вести протокол (идеально, если владеете слепым методом печати.
В протоколе фиксируем:
- проблемы
- ответы на вопросы и гипотезы
- особенности поведения
- яркие цитаты.
Если у респондента возникают вопросы, возможно что-то непонятно и здесь стоит уточнить что ему непонятно. Также важно не забывать, что респонденты бывают разных типов и их поведение может различаться, например, “эксперт” может специально искать какие-то ошибки и критиковать все.
7. Анализ данных
Как собирать данные и анализировать юзабилити-тестирования8. Презентация данных (Отчет)
Структура отчета может варьироваться от задач. Чаще всего она выглядит следующим образом:- Описание целей и задач тестирования
- Краткое описание методологии
- Общие выводы и основные результаты
- Ответы на частные вопросы теста
- Количественные анализ (метрики, результаты опросников, выполнение сценариев)
- Подробные результаты тестирования
- Список пожеланий
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
Вебинар «Как проводить удаленные юзабилити-тестирования»
4265