К списку литературы

Все про быстрые методы юзабилити-оценки

Занятия по теме
Анна Исламова
Руководитель UX исследований USABILITYLAB

1. Введение

В число быстрых методов мы условно отнесли те исследования интерфейса, которые не требуют существенных затрат — как по времени, так и по другим ресурсам.

Они чаще направлены на проверку отдельных гипотез, т.е. оценить удобство продукта в целом не получится. Соответственно, эти методы могут использоваться в дополнение к более «мощным» — юзабилити-тестированию, интервью и другим.
Наконец, каждый из этих методов больше подходит для оценки конкретного аспекта интерфейса:

2. Пятисекундный тест

Для чего подходит?
  • Узнать первое впечатление, связанное с визуальным дизайном, а не содержанием экрана;
  • Проверить понимание назначения продукта при первом знакомстве с ним;
  • Собрать ассоциации и воспринимаемые качества продукта при беглом знакомстве.
Что делать?
Модератор озвучивает инструкцию: «Посмотрите некоторое время на страницу, которая сейчас появится» и на 5 секунд показывает изображение (статичную картинку или реальную страницу сайта). После этого задаёт вопросы о том, как респондент понял назначение сайта, что успел заметить; кто, на его взгляд, является целевой аудиторией; какое впечатление произвело оформление; что больше всего запомнилось.

Как обрабатывать
Выделить наиболее часто встречающиеся характеристики, которыми респонденты описывают изображение. Понять, какие объекты на экране привлекают внимание в первую очередь. Отдельно можно обращать внимание на то, встречаются ли в высказываниях упоминания отдельных элементов интерфейса – например, замечают ли целевое действие или понимают ли, к какому бренду относится показанная страница.

См. также
5-second tests: Measuring first impressions (substack.com)

3. Парное сравнение

Для чего подходит?
  • Выбрать один из нескольких вариантов дизайна
  • Собрать требования к дизайну
  • Собрать обратную связь от дизайна
Что делать?
Показать респонденту несколько пар изображений. Попросить выбрать в каждой паре тот вариант, который соответствует определённому критерию. Критерием может быть привлекательность, современность и другие характеристики.

4. Тест первого клика

Для чего подходит?
  • Проверить заметность и/или понятность элементов на экране
  • Если целевых элементов несколько, проверить, какой из них выбирают чаще или находят быстрее
  • Проверить понятность прохождения задач в интерфейсе
Метод основан на взаимосвязи первого клика на стартовом для задачи экране и успешности выполнения всего задания. Боб Бэйли (Bob Bailey), установил, что если первый клик был правильным, то вероятность успешного выполнения задания составляет 0.87. А если неправильным — то всего 0.46.

5. Обратная карточная сортировка (Tree Testing)

Для чего подходит?
  • Проверить понятность структуры и/или названий внутри неё (без учёта влияния графических и дополнительных элементов, «искажений реализации» на «учёта влияния графических и дополнительных элементов»)
  • Узнать, где ожидают увидеть новый раздел или функцию
Что делать?
Создать навигационное «дерево» продукта и попросить респондента найти определённый раздел, функцию или продукт. Типовая формулировка задания: «Где бы вы стали искать…?». Для тестирования таким способом хорошо подходят меню и каталоги, а вот, например, с панелями вкладок мобильных приложений нужно быть осторожнее — в них названия зачастую сопровождаются иконками, и это существенно влияет на понимание их назначения.

6. Оценка текста

Для чего подходит?
Определить понятность и достаточность информации
Узнать сложные/лишние слова и конструкции

Что делать?
Попросить отметить в тексте слова, которые влияют на восприятие текста определенным образом: ухудшают или улучшают его понимание, повышают или понижают доверие, делают текст сложнее или проще для понимания. Респонденты могут отмечать и «положительные», и «отрицательные» слова и фразы, но тогда это лучше делать поэтапно — так внимание будет сфокусировано одновременно только на одной из задач.

Проводить такое исследование можно как на бумаге (маркерами выделять фрагменты текста), так и в онлайн-сервисах. Последний из способов покажем и проанализируем на практике.

Как обрабатывать?
Зафиксировать слова и фразы, которые респонденты отмечали чаще всего. При очном проведении можно обсуждать, почему были отмечены именно эти слова.
2293
Будь в курсе последних событий