К списку литературы

Карточная сортировка в юзабилити

Занятия по теме
Карточная сортировка
Алмара Кулиева, когнитивный психолог, младший научный сотрудник НИУ ВШЭ
2 часа 30 минут
Алмара Кулиева
Когнитивный психолог, младший научный сотрудник НИУ ВШЭ

1. Описание метода

Карточная сортировка — метод UX-исследования, который заключается в соотнесении карточек с категориями.

Карточками могут являться товары, части контента, функции или любые другие способы элементы взаимодействия пользователя с продуктом.

Категориями могут являться пункты меню, экраны приложения, категории товаров в интернет-магазине или любой другой способ группировки контента и функций.

2. Зачем нужна карточная сортировка?

В общем виде целью карточной сортировки является улучшение пользовательского опыта. В частности, она нацелена на то, чтобы разработать структуру (архитектуру) продукта или протестировать уже имеющуюся.

3. Типы карточной сортировки

Карточную сортировку стоит рассматривать как армейский нож. На самом деле это не один инструмент, а целый набор разных инструментов. Каждый тип карточной сортировки предназначен для решения конкретной задачи. Важно правильно подобрать метод для достижения цели вашего исследования. Попробуем описать типы карточной сортировки и возможности каждого из типов.
Обратная и прямая карточная сортировка

4. Анализ и визуализация результатов

Качественный анализ
Качественный анализ карточной сортировки предполагает, что мы анализируем данные своими руками, не полагаясь на специальные программы и инструменты. Обычно это предполагает, что мы смотрим на результаты нескольких сортировок и пытаемся найти между ними общие моменты и различия.

Некоторую информацию можно получить только так:

5. Психология

Карточная сортировка опирается на три феномена из когнитивной психологии (психологии познавательных процессов): ментальные модели, представление категорий в психике и диапазон эквивалентности.

Ментальные модели
Ментальные модели — это наше субъективное представление о том, как что-то работает. Ментальные модели у нас есть для любой задачи, которую надо решить, и для любого объекта, с которым нам нужно взаимодействовать. Просто чем больше у нас опыта, тем точнее, разностороннее и четче наша ментальная модель. Ментальные модели основаны на фактах, которые мы знаем, на нашем прошлом опыте и даже на интуитивных представлениях (например, "это может быть похоже на ...").

Важно понимать, что ментальные модели индивидуальны, субъективны и они все время меняются. То есть у разных людей или даже у одного и того же человека в разное время может меняться представление о том, как должен работать какой-то продукт (например, сайт или приложение). Другими словами, идеальной для всех и всегда архитектуры не может существовать.

2637
Будь в курсе последних событий