10 направлений развития вашей UX-карьеры

1 (3).png


Автор: Шеннон Грум, старший UX-дизайнер.

У карьеры в области UX сразу несколько потенциальных вариантов развития. В этой статье мы рассмотрим десять из них.

Я попала в UX несколько лет назад. Я тогда работала где-то на границе коммуникаций, маркетинга и дизайна — и работа мне не нравилась. Тогда я начала гугулить “как найти свою страсть?”, “должна ли работа нравиться?” и “в чем мое призвание?”. В процессе поиска я наткнулась на совет, который очень мне откликнулся и до сих пор откликается: “работайте в компании, которой искренне восхищаетесь”.
Это оказалось самой действенной стратегией для меня. Я обратила внимание на приложения в моем телефоне. Этим приложениям я уделяю по несколько минут (а то и часов) в день, а значит я действительно уважаю бренды, которые за ними стоят. Я зашла на сайты этих брендов и начала искать вакансии. Я поняла две вещи. Первое — большинство этих компаний располагаются в Калифорнии, а я живу на среднем Западе. И второе — многие ищут UX-дизайнеров, поэтому я из любопытства погуглила: что же это за зверь такой?
Когда я читала описание позиции UX-дизайнера в интернете, мне казалось, что из ноутбука льется небесный свет и звучит ангельская музыка. Да и сама я, кажется, немного левитировала — настолько идеальной мне казалась эта работа. UX-дизайнер должен быть организованным, иметь опыт работы в сфере графического дизайна, знать азы кодинга и гореть технологиями.

Следующие восемь месяцев своей жизни я кружилась в вихре UX: я читала про UX все, что могла найти, поступила в школу кодинга General Assembly, уволилась с работы, разорвала контракт аренды, продала большую часть вещей и переехала в Калифорнию, чтобы пройти интенсив по UX-дизайну. Потом я вернулась домой и нашла работу UX-дизайнера на удаленке в компании из списка Fortune 50.
Там я работала почти 6 лет и доросла до старшего UX-дизайнера: стала менторить младших дизайнеров и вести крупные проекты. Сейчас я нахожусь в творческом отпуске (почему я решила сменить деятельность, можно прочитать здесь) и исследую возможные варианты развития своей UX-карьеры. Своими находками делюсь с вами.

1. Внутренняя вертикаль



Самый традиционных подход: прийти в компанию джуниором и карабкаться по карьерной лестнице до позиции сначала старшего дизайнера, а потом, если повезет, директора по дизайну. Это надежный путь — если вы работаете в компании, которая переросла стадию стартапа и обросла надежной командой. В таких компаниях работают по 40 часов в неделю, получают зарплату и полный соц.пакет — а также золотые часы при выходе на пенсию. Сложность в том, что карьерная лестница оказывается достаточно короткой: ты быстро вырастаешь из джуниора в сениора — и какое-то (часто продолжительное) время работаешь в этой роли. В этом ничего плохого нет, но мотивация может упасть, особенно если у вашего начальника гораздо больше опыта, чем у вас. Чем вы будете заниматься в ближайшие 10 лет?

Если вас привлекает комфортная, надежная позиция и возможность набираться опыта внутри компании, вы можете работать спокойно: ждать пока откроется более высокая должность, обучать новичков и придумывать, как бы оптимизировать работу команды.
Стоит учитывать и вот что: когда вы перешагнете позицию старшего UX-дизайнера, вы перестанете заниматься непосредственно дизайном. Руководящие роли подразумевают больше административной и наставнической работы. Если вы об этом и грезите — продолжайте свой путь по вертикали. Если вам нравится сам дизайн — обратите внимание на другие пути. Например, та же позиция старшего UX-дизайнера, но в другой компании даст возможность заново расшевелить мозг и почувствовать свою значимость в общем деле. Да, чисто технически это шаг в сторону, а не вверх: но он даст вам новые силы и возродит вашу страсть к дизайну.

2. Карьера в агентстве



Работая в агентстве, вы взаимодействуете с множеством брендов и проектов. Это вдохновляет и подстегивает креативность. По сути, вертикаль в агентстве по высоте такая же, как и в компании. Главное отличие — в культуре работы. В агентстве порой приходится задерживаться сверхурочно — ведь вы работаете на разных клиентов, и кто-то может быть очень требовательным. С другой стороны, сверхурочная работа обычно имеет свои преимущества: свободный дресс-код, игровые комнаты и комнаты отдыха в офисе, компенсация ужинов и напитков и т.п.

А если у агентства есть филиалы, то в вашем распоряжении сразу несколько карьерных лестниц, и вы можете перескочить с одной на другую, фактически не меняя места работы. Пока ждете повышения до уровня руководителя, изучите тему руководства людьми как можно глубже и продумайте свою стратегию управления командой.

3. “Карьера” в стартапе

Как правило, в стартапе дела обстоят так: вы можете занимать должность штатного дизайнера, но по факту будете заниматься всем на свете — как фрилансер. Возможно, вы даже будете жить прямо в офисе. В стартапе нет никакой карьерной вертикали — иногда основатели и работники стартапа просто выдумывают себе такие должности, какие захотят. Если, устраиваясь на работу в стартап, вы спросите о возможностях роста, вам ответят достаточно оптимистично: “потолка нет!”. Работа в стартапе окрыляет и заряжает — если, конечно, вы горите продуктом, который делаете, и не особо рассчитываете на личную жизнь за пределами офиса. Для стартапа время играет решающее значение, а денег всегда мало — поэтому все надо делать очень быстро.
Идеальное время для работы в стартапе — это самое начало вашей дизайнерской карьеры, когда у вас еще нет семьи и обязательств, зато есть кураж попробовать себя в самых разных ролях.

4. Фриланс

Лично я достаточно тревожный человек, поэтому не могу спокойно работать на фрилансе. Но если у вас есть смелость, портфолио, связи в профессиональном сообществе и высокий уровень самомотивации — работа на фрилансе может вам понравиться. А еще, фриланс — отличный вариант для специалиста на распутье, который хочет отдохнуть от работы с 9 до 18, прокачать определенные навыки или просто сменить обстановку.
На любом этапе вашего карьерного пути (если вы уже перешагнули уровень джуниор-дизайнера), вы можете свернуть в сторону и попробовать “работу на себя” — чтобы почувствовать как сладкий ветер свободы наполняет ваши паруса. Но прежде чем переходить на фриланс, хорошенько изучите особенности такой работы. Тут есть много нюансов: как оценивать свою работу, как установить границы общения с клиентом, как избежать чрезмерной коммуникации, как искать клиентов и т.п.

5. Эксперт в определенной области

Еще один вариант развития карьерного пути — стать экспертом в определенной области бизнеса. Вы сможете переходить из компании в компанию — и будете востребованным специалистом, благодаря своему обширному опыту работы. С другой стороны вы, скорее всего, надолго зависнете на уровне линейного сотрудника, но разве это плохо? В конце концов, мы в этом мире, чтобы наслаждаться жизнью. Не все мечтают впахивать как кони, чтобы поскорее получить повышение и стать руководителем.
Так что если спокойная работа и уверенность в завтрашнем дне — это ваша история, то выбирайте сферу, которая вас привлекает, и ныряйте в нее с головой. Кстати, по этому же пути двигались многие специалисты, которые впоследствии доросли до директоров.

6. Движение между индустриями



Если вас совсем не цепляет индустрия, в которой вы на данный момент работаете, почему бы не попробовать что-то другое? В конце концов, страсть и увлеченность работой — это залог успеха в профессиональном плане.
А, возможно, вас цепляют сами новые задачи: необходимость разбираться и преодолевать препятствия? Тогда движение по индустриям — это то, что вам нужно. Перескакивая из одной сферы в другую, вы здорово расширите свой профессиональный арсенал и, скорее всего, определитесь-таки, какая область зажигает вас больше других.
Иногда смена сферы деятельности подразумевает физический переезд: например, когда множество отраслевых компаний сконцентрировано в определенном городе. Если переезжать вы не готовы, ищите вакансии с возможностью удаленной работы. В конце концов, если 2020й год и принес что-то хорошее — то это удалёнка.

7. Движение между специализациями



Количество специализаций внутри UX-сферы растет с каждым днем, так что внутри профессии всегда можно найти что-то новенькое и интересное. К примеру, моя должность называется “проектировщик взаимодействия”, но я еще очень люблю прототипировать и анимировать. Несколько моих коллег-дизайнеров глубоко погрузились в аналитику: у них отлично получается придумывать вопросы для исследования и проводить пользовательские тестирования. И даже если ваша текущая должность вас полностью устраивает, немного расширить профессиональные навыки никогда не бывает лишним.

Чем больше вакансий смотришь, тем лучше понимаешь: все компании хотят дизайнера, который еще и исследователь, копирайтер, разработчик и менеджер проекта в одном флаконе. И хотя лично я против такой политики, как видите, чем больше ролей вы можете закрыть, тем вы востребованнее. Главное в погоне за “широким профилем” не потерять себя как специалиста.  
Пробуйте себя в новых ролях понемногу, не зарываясь в смежную область слишком глубоко. Постепенно, вы нарастите навыки и сможете похвастаться сразу двумя специализациями — и, конечно, станете более востребованным на рынке.

8. Развитие в области DesignOps



Специалисты по DesignOps (design operations) занимаются тем, что настраивают процессы работы отдела дизайна. А именно “создают стандартизированные системы и сервисы, чтобы дизайнеры могли сконцентрироваться на проектировании и не отвлекаться на планирование и бюджетирование” — цитата из книги DesignOps Handbook от Invision. Развитие в этой области напоминает движение между специализациями, но в DesignOps есть своя специфика.
Специалист по DesignOps должен обладать двумя вещами. Во-первых, у него должен быть реальный опыт работы в дизайне. Во-вторых, он должен быть очень и очень организованным. По опыту могу сказать, что по-настоящему организованных дизайнеров мало. Стереотипный дизайнер — это такая рассеянная и летящая “творческая личность” (это я любя, поверьте!). Очень часто дизайнер бывает неподражаем с точки зрения творчества, но заглянешь в его Sketch файлы и ужаснешься: такой там творческий хаос. Не спорю, есть и организованные дизайнеры, у которых в файлах полный порядок, но вот дизайнер, который увлечен именно процессами и управлением отделом дизайна — это редкая рыба.
И если вы и есть та самая редкая рыба, то знайте: вас ищут! В вашей помощи нуждаются команды по всему миру! Если вы еще не определились, привлекают вас DesignOps или нет, попробуйте выстроить какой-нибудь процесс в рамках вашей текущей должности — да так, чтобы вся команда начала работать более эффективно и организованно.

9. Продукт

Когда работаешь изо дня в день с продакт-оунерами и бизнес-аналитиками, то начинаешь любить и ненавидеть эти роли одновременно. Ненавидеть — потому что порой кажется, что их вклад заключается в том, чтобы зарезать весь креатив и постоянно говорить “нет”. С другой стороны, всегда думаешь: будь я на их месте — решил бы все проблемы как надо. Поэтому дизайнеры — особенно те, что кто обладает стратегическим мышлением — часто переходят в лагерь продактов. Когда продуктом “владеет” человек, подкованный в дизайне и при этом ориентированный на пользователей — это несомненный плюс как для клиентов, так и для компании. Так что если вы не против переехать из Sketch в PowerPoint, подумайте об этом направлении развития.
Можно поговорить с коллегами продакт-оунерами: они подскажут, какие руководящие навыки стоит прокачать и какие курсы пройти — ведь они знают и вас, и компанию, и продукт. А еще они расскажут о реалиях работы без прикрас: так что вы сможете еще раз проверить свой энтузиазм на прочность.

10. Реальный мир



Несколько лет я вынашивала эту идею: перенести свои навыки и знания UX в реальный мир. Я каждый день сталкиваюсь с нецифровыми объектами, которым нужен апгрейд пользовательского опыта. К примеру, я заметила, что в магазине Trader Joe’s нет указателей над отделами, из-за чего приходится кружить по магазину в поисках нужной полки. Уверена, они сделали это намеренно, чтобы покупатели проводили в торговом зале больше времени и покупали всякие ненужные вещи, но это темный паттерн. Людям нужна понятная и четкая навигация, а не еще один тыквенный торт (хоть он и очень вкусный).

Кто занимается UX в реальном мире? Существует ли такая должность? Как себя позиционировать: как абстрактного консультанта по UX? А что дальше — ходить по заведениями и предлагать улучшить их клиентский опыт? Или может быть устроиться куда-то в городские службы? Хорошо бы вывести человеко-ориентированное мышление на государственный уровень. Я уверена, что в физическом мире много работы для UX-дизайнера, но на данный момент я что-то не замечаю вала подобных вакансий. Возможно, вам придется сколачивать свою карьеру в этой области в нуля — но, я уверена, оно того стоит.

Планировать развитие своей карьеры — задача не из простых. Многие вещи от вас просто не зависят. Хорошая новость в том, что всегда есть альтернативный путь, на который можно встать и с которого всегда можно свернуть. Но прежде чем принимать какие-то решения, я предлагаю сделать глубокий вдох, налить себе чашку кофе и порассуждать над главными вопросами: Как вы хотели бы интегрировать работу в личную жизнь? Какие аспекты UX больше всегда увлекают вас, заставляют идти на работу с удовольствием? Очень часто, все сводится к окружению, в котором приятно находиться, работать и развиваться. Что подводит нас к главному совету: найти “ту самую” компанию и “ту самую” команду. Остальное приложится.

Источник

Ближайшее мероприятие:
Дизайн-мышление. Практический воркшоп