Быстрые методы юзабилити-оценки

ВВЕДЕНИЕ

В число быстрых методов мы условно отнесли те исследования интерфейса, которые не требуют существенных затрат – как по времени, так и по другим ресурсам.

Они чаще направлены на проверку отдельных гипотез, т.е. оценить продукт в целом не получится. Соответственно, эти методы могут использоваться в дополнение к более “мощным” - юзабилити-тестированию, интервью и другим.
Наконец, каждый из этих методов больше подходит для оценки конкретного аспекта интерфейса:

• Пятисекундный тест и парное сравнение – для оценки первого впечатления;
• Тесты ожиданий и первого клика – понимание работы отдельных элементов и процесса выполнения задач;
• Обратная карточная сортировка (tree testng) – понятность разделов меню/каталогов;
• Оценка текста – понятность и достаточность относительно больших фрагментов текста.

Таким образом, методы являются независимыми и их можно совмещать друг с другом, чтобы, например, в одном исследовании проверить сразу несколько гипотез.

Мы отдельно разберём каждый из методов, последовательно отвечая на вопросы: для чего он полезен, как подготовиться и провести исследование и как обработать полученные результаты.

Примеры в описании методов ниже будут касаться сайтов, однако сами методы применимы для приложений и других продуктов (интерфейсы банкоматов и терминалов, внутренних систем, а также для прототипов.

ПЯТИСЕКУНДНЫЙ ТЕСТ

Для чего подходит?
Узнать первое впечатление, связанное с визуальным дизайном, а не содержанием экрана;
проверить понимание назначения продукта при первом знакомстве с ним;
собрать ассоциации и воспринимаемые качества продукта при беглом знакомстве.

Что делать?
Модератор озвучивает инструкцию: “Посмотрите некоторое время на страницу, которая сейчас появится” и на 5 секунд показывает изображение (статичную картинку или реальную страницу сайта). После этого задает вопросы о том, как респондент понял назначение сайта, что успел заметить; кто, на его взгляд, является целевой аудиторией; какое впечатление произвело оформление; что больше всего запомнилось.

Как обрабатывать?
Выделить наиболее часто встречающиеся характеристики, которыми респонденты описывают изображение. Отдельно можно обращать внимание на то, встречаются ли в высказываниях упоминания отдельных элементов интерфейса – например, замечают ли целевое действие или понимают ли, к какому бренду относится показанная страница.

ПАРНОЕ СРАВНЕНИЕ

Для чего подходит?
• Выбрать один из нескольких вариантов дизайна
• Собрать требования к дизайну
• Собрать обратную связь от дизайна

Что делать?
Показать респонденту несколько пар изображений. Попросить выбрать в каждой паре тот вариант, который соответствует определенному критерию. Критерием может быть привлекательность, современность и другие характеристики.

Поскольку тестироваться может 3 и более вариантов, из них составляют пары, каждую из которых предъявляют несколько раз. Пары составляются так, чтобы в паре были одни и те же страницы в разном дизайне. То есть главную страницу сравниваем с главной страницей в другом дизайне, но не можем сравнивать, например, главную с карточкой товара. Также нужно, чтобы содержание каждой страницы было одинаковым во всех исследуемых дизайнах.

Важно, чтобы изображения показывались на небольшое время, чтобы у респондентов не было возможности их детально рассмотреть и сфокусироваться на контенте – важно, чтобы выбор совершали именно на основе визуального впечатления.

Количество предъявлений каждой пары зависит от того, насколько точные результаты необходимы. Одни и те же пары можно показать респонденту более 2 раз, меняя положение экранов в паре.

Это основной способ применений метода, но есть и другие – они описаны в статье в нашем блоге https://usabilitylab.ru/blog/boevoe-primenenie-metoda-parnyix-sravnenij/.

Дополнительно:
• Помимо выбора того или иного варианта, можно оценивать время реакции
• Помимо изображений можно сравнивать названия, короткие тексты

Как обрабатывать?
Определить, какой вариант выбирают чаще других, с помощью расчетных таблиц. Можно вычислить, какой дизайн наиболее привлекателен и насколько каждый из вариантов отличается от других.

Для проведения парного сравнения есть сервисы, упрощающие его проведение и анализ. На практическом занятии мы покажем, как работает один из них.

ТЕСТ ОЖИДАНИЙ

Для чего подходит?
Определить представление о работе отдельных элементов или прохождении сценария (понять ментальную модель процесса).

Что делать?
Показать респонденту экран и попросить рассказать, что он ожидает увидеть внутри разделов меню, при переходе по отдельным элементам, при нажатии кнопок и т.п.

Как обрабатывать?
Зафиксировать, где представления пользователей о работе элементов интерфейса не совпадают с заложенными в них функциями. На какие задачи пользователей повлияют эти несоответствия ментальных моделей пользователей и создателей продукта. Проранжировать найденные проблемы.

ТЕСТ ПЕРВОГО КЛИКА

Для чего подходит?
• Проверить заметность и/или понятность элементов на экране
• Проверить понятность прохождения задач в интерфейсе

Метод основан на взаимосвязи первого клика на стартовом для задачи экране и успешности выполнения всего задания. Боб Бэйли (Bob Bailey), установил, что если первый клик был правильным, то вероятность успешного выполнения задания составляет 0.87. А если неправильным – то всего 0.46.

Что делать?
Показать респонденту экран и сформулировать задачу в виде “куда бы вы нажали, чтобы…?”. Респондент кликает на экране на то место, где ожидает найти указанную в задании возможность.
Отбирать экраны для оценки методом первого клика можно на нескольких основаниях. Первое – экраны, где нужно проверить отдельные элементы (например, поймут ли респонденты, какой из разделов меню подходит для решения поставленной задачи). Второе – экраны, входящие в наиболее проблемные задачи, и более всего влияющие на выполнение этих задач.

В таком случае исследование может состоять из последовательного предъявления нескольких ключевых экранов.

На практическом задании мы покажем сервис для проведения теста первого клика, а подробнее о методе можно прочитать в статье в нашем блоге https://usabilitylab.ru/blog/kak-nachat-vnedryat-ux-v-kompaniju/.

Как обрабатывать?
Подсчитать количество правильных и неправильных кликов на каждом экране. Рассмотреть, куда приходятся неверные нажатия, и с чем они могут быть связаны. Посмотреть время до совершения клика – если респонденты верно справились с заданием, но потратили на него значительно больше времени, чем на другие, то это повод проверить, не связано ли это с юзабилити проблемой.

ОБРАТНАЯ КАРТОЧНАЯ СОРТИРОВКА (TREE TESTING)

Для чего подходит?
• Проверить понятность структуры и/или названий внутри неё (без искажений реализации (внешний вид, подсказки и прочие)
• Узнать, где ожидают увидеть новый раздел или функцию

Что делать?
Создать навигационное “дерево” продукта и попросить респондента найти определенный раздел, функцию или продукт. Типовая формулировка задания: “где бы вы стали искать…?”. Для тестирования таким способом хорошо подходят меню и каталоги, а вот, например, с панелями вкладок мобильных приложений нужно быть осторожнее – в них названия зачастую сопровождаются иконками, и это существенно влияет на понимание их назначения.

Как обрабатывать?
Посмотреть, насколько успешным было прохождение заданий – в каких заданиях респонденты выбирали правильные целевые разделы, а где шли не туда. Вторым параметром оценки является точность, которая показывает, шли ли респонденты к целевому разделу прямым путём или где-то возвращались назад. Например, интересной может быть ситуация, когда респонденты с высокой точностью (то есть без возвратов на предыдущие уровни) выбирают неправильный раздел. Это может говорить о том, что они уверены в своём ответе, хотя он и не является правильным.

Дополнительно полезно анализировать время на прохождение заданий: по аналогии с тестом первого клика, даже если задание выполнено верно, но на его прохождение потребовалось много времени, можно выдвигать гипотезы о проблемах в тех частях структуры, где возникали “паузы” при выборе следующего шага.

ОЦЕНКА ТЕКСТА

Для чего подходит?
• Определить понятность и достаточность информации
• Узнать сложные/лишние слова и конструкции

Что делать?
Попросить отметить в тексте слова, относящиеся к определённым категориям, по мнению респондентов. Категориями могут быть “бесполезные”, “непонятные”, “сложные” или, наоборот, “повышающие доверие”. Респонденты могут отмечать и “положительные”, и “отрицательные” слова и фразы, но тогда это лучше делать поэтапно – так внимание будет сфокусировано одновременно только на одной из задач.

Проводить такое исследование можно как на бумаге (маркерами выделять фрагменты текста), так и в онлайн-сервисах. Последний из способов покажем и проанализируем на практике.

Как обрабатывать?
Зафиксировать слова и фразы, которые респонденты отмечали чаще всего. При очном проведении можно обсуждать, почему были отмечены именно эти слова.